МБОУ "НШДС" д. Новикбож
д. Новикбож
  • Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся

        

    Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, которая включает в себя выделение целей и задач, отбор методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценку реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Некоторые формы организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в школе:

    - Курсы внеурочной деятельности, где дети обучаются проектированию и исследованию. Так, посещая добровольческое объединение «Юные патриоты», учащиеся проходят азы по проектированию (Приложение - программа «Юные патриоты»). В школе создан актив учащихся «Зарни котыр», это некий клуб любителей коми языка (https://vk.com/wall-120261126_2618). Дети собирают информацию, берут интервью у жителей деревни Новикбож, занимаются со справочниками и архивными материалами, во многом им помогают экспонаты местных краеведческих музеев. Вот некоторые исследовательские проекты учащихся и их наставников за последние 5 лет:

    • Проект «Коми музыкальные инструменты», цель которого провести исследование традиционных музыкальных инструментов Коми народа, их значении и использовании в культурной практике, их историческое и первоначальное использование в быту, подражание звукам природы, исполнение музыки на народных инструментах. Народные инструменты изготавливались из дерева, бересты, стеблей растений, листьев травы и деревьев, стволов и ветвей деревьев, такие инструменты производили не музыкальные звуки, а стук, треск, звон. Музыкальные инструменты коми связаны с пастушеским и охотничьим образом жизни, обрядами, праздничными гуляньями, детскими забавами. На некоторых из них можно попробовать сыграть прямо в музее (https://vk.com/wall-120261126_2614);
    • Проект «Быт и жизнь оленеводов» в жанре интервью местных оленеводов: как хранят вековой уклад жизни, кочевой образ, уход за оленями, устройство традиционного жилья чума, распределение обязанностей в семье, одежда оленеводов (https://vk.com/wall-120261126_2616);
    • Проект «Коми мультстудия» - изучение коми мифологии и коми сказаний: через проект дети знакомятся с героями сказок и легенд, определяют особенности их характера, дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки, рисуют и лепят по сюжету сказки или отдельных её персонажей, создают мультфильмы на основе коми сказаний (https://vk.com/wall-179861290_3211);
    • Проект «Велӧдчан вояс» - это исследование, позволяющее расширить знания обучающихся об истории школы, познакомить их с ней через создание исторической экспозиции в школьном музее (https://vk.com/wall-179861290_5677 );
    • Исследование «История одного экспоната. Предметы обихода и утварь коми народа», основанное на домашнем музее. В рамках исследования рассмотрены следующие аспекты: Описание экспоната: название, дата изготовления, применение в быту, информационно-историческая справка: место и годы производства предметов обихода и утвари коми народа, использование источников (литература, интернет-ресурсы, где есть информация о культуре и быте коми народа) (https://vk.com/wall-179861290_4529);
    • Проект коми кукла «Акань», цель которого— приобщить детей к истории и культуре коми, познакомить с традиционной одеждой женщин коми и технологией изготовления коми куклы (https://vk.com/wall-179861290_4780, https://vk.com/wall-179861290_5924, https://vk.com/wall-179861290_5925);
    • Проект «Единицы измерения времени. Коми промысловый календарь», цель которого познакомиться с историей время исчисления и с календарём Республики Коми: изучение и отслеживание в разных информационных источниках этапов развития календаря; виды календарей; коми промысловый календарь;
    • Проект «Коми выпечка». Традиционная пища народов коми как никакой другой элемент жизнеобеспечения испытывала на себе влияние окружающего мира. Традиционный рацион у различных групп коми чаще имел много общего с пищей соседних народов, чем между собой. Многие блюда Коми кухни были позаимствованы у жителей Тюменской области, Пермского края, Архангельска, а так же у ханты-мансийцев и жителей Ямало-Ненецкого автономного округа (Приложение);
    • Проект «Поэты и писатели д. Новикбож», цель которого воспитание любви к родному краю через знакомство с творчеством поэтов и писателей деревни Новикбож: воспитание чувства гордости за свой родной край, за достижения своих земляков, бережное отношение к культурным ценностям; пробуждение интереса к литературе; развитие художественного вкуса и пробуждение эмоциональных чувств (https://disk.yandex.ru/d/3GHCRKpnwGgrFQ);
    • Проект «Была бы вторая жизнь…», посвящённый писателю д. Новикбож Пику Герасимовичу Артееву: жизнь, творчество, любимое дело. В 2007 году вышла в свет его книга о любви к природе, тундре, родному краю, любимому делу, семье (Приложение);
    • Проект «Не последний поэт деревни», посвящённый поэту д. Новикбож Владимиру Ивановичу Сватковскому. К 225-летию деревни Новикбож он издал поэтический сборник «С любовью к людям».
      Кроме того стихи В. Сватковского вошли в сборник стихов
      «Тебе, мой город, посвящаю» (Приложение);
    • Исследовательская работа «История моих предков в истории моей Родины»: какие события происходили в нашей деревне в XX веке, как связаны эти события с жизнью бабушек и дедушек (Приложение);
    • Исследовательская работа «28-ая стрелковая Невельская дивизия. Герой моей семьи»: история формирования дивизии в Республике Коми, военные медицинские сёстры, судьба военной медсестры на примере истории П.М. Пестовой (Приложение);
    • Исследовательская работа «Герой моей семьи», посвящённый Году Героев в Республике Коми (Приложение);
    • Проект «Морскӧй рӧд»: род основоположников деревни Новикбож https://vk.com/wall-179861290_8259;
    • Проект «Люди деревни», посвящённый выдающимся жителям деревни Новикбож, прославившим родной край https://vk.com/wall-222601759_3; с одноимённой группой https://vk.com/novikbozh_mort.

    - Образовательные экспедиции - походы, поездки, экскурсии, которые предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера. Экскурсии в г. Усинск для посещения тематических выставок и музеев: коми литературные встречи на базе Центральной библиотеки имени Николая Попова г. Усинска (https://vk.com/wall-179861290_8485); краеведческие встречи на базе «Центральной Детской библиотеки Нового поколения г. Усинска: экскурсия в мини-музей «Кадкостса олом» и литературные беседы о коми сказках (https://vk.com/wall-179861290_8165), посещение музейно-выставочного зала «Вӧртас» г. Усинска (https://vk.com/wall-179861290_6143), посещение Музея истории нефтегазовой промышленности Тимано-Печоры (https://vk.com/wall-179861290_5156). Также во время каникул педагоги совместно с родителями организуют выездные экскурсии в столицу Республики Коми, где посещают этнокультурные центры, музеи, выставочные залы, драматические постановки на коми языке. Так, в 2024 году учащиеся посетили Отдел природы национального музея Республики Коми, Дом-музей И.П. Морозова, интерактивный зал «Старая школа», экскурсия с историей приготовления хлеба от зерна до готовой выпечки в коми печи, Национальная детская библиотека Республики коми им. С.Я. Маршака, Свято-Стефановский кафедральный собор (https://vk.com/wall-179861290_9164).

    - Факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности обучающихся. Так, в школе проводится курс «Край, в котором я живу» (https://vk.com/wall-179861290_1937);

    - Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий. Данный показатель представлен ниже.

    Результативность участия в краеведческом конкурсе знатоков родного края муниципального уровня:

    - Победители номинации «Задание от Усинского представительства МОД «Коми войтыр» (2024 год) (https://vk.com/wall-120261126_2318 );

    - Победители турнира «Знатоки родного края», а также победители туров «Домашнее задание», «Интеллектуальный», «Творческий» (2022 год) (https://vk.com/wall-120261126_1701, https://disk.yandex.ru/d/p-2zZzuOtqc32A);

    - Призёры турнира «Знатоки родного края» (3 место), победители тура «Домашнее задание» (2021 год) (https://vk.com/wall-179861290_2493);

    - Призёры турнира «Знатоки родного края» (3 место) (2020 год) (https://vk.com/wall-179861290_355).

    Помимо интеллектуальных конкурсов и фестивалей учащиеся участвуют в творческих конкурсах этнокультурной направленности. Наши излюбленные ежегодные конкурсы:

    • Муниципальный конкурс творческих работ «Войвыв мойд. Северная сказка»: 1 участник - 2 место (2019 год) (https://vk.com/wall-179861290_193) ; 4 участника - 1 и 2 место (2021 год) (https://vk.com/wall-179861290_3683); 6 участников (2023 год) (https://vk.com/wall-179861290_7550); 2 участника (2024 год) (https://vk.com/wall-179861290_9205);
    • Муниципальный конкурс чтецов произведений на коми языке: 3 место (2020 год) (https://vk.com/wall-179861290_351); 1 место (2021 год) (https://vk.com/wall-179861290_2457, https://vk.com/wall-179861290_2489); 2 участника (2023 год) (https://vk.com/wall-120261126_2214, https://vk.com/wall-179861290_6148); специальный приз от Усинского представительства МОД «Коми войтыр» (2025 год);
    • Призёры муниципального конкурса видеороликов «Короткий метр» в номинации «Мой Усинск» (2024 год) (https://vk.com/wall-179861290_8011);
    • 2 место в муниципальной онлайн-викторине «Переведи слово», посвящённой Международному дню родного языка (2022 год) (https://vk.com/wall-179861290_3984);
    • Участие в муниципальном онлайн-фестивале детского народного творчества «Челядьлӧн шудлун» (Приложение);
    • Лауреаты выставки-конкурса экспозиций «Моя Республика Коми» муниципального открытого дистанционного фестиваля по робототехнике и конструированию, посвящённого 100-летию Республики Коми «Усинский РобоФест» (апрель 2021 года) (https://vk.com/wall-120261126_1292, https://vk.com/wall-120261126_1325, https://vk.com/wall-179861290_2797, https://disk.yandex.ru/i/RIp6TsZyvFVwFA) (Муниципальный уровень);
    • 2 место в конкурсе муниципального открытого дистанционного фестиваля по робототехнике и конструированию «Усинский робофест», посвящённого 100-летию пионерского движения (апрель 2022 года) (https://vk.com/wall-120261126_1704, https://vk.com/wall-179861290_4182,) (Муниципальный уровень) (Приложение);
    • Лауреаты выставки-конкурса экспозиций «Место силы – Усинск» муниципального открытого дистанционного фестиваля по робототехнике и конструированию - видеоролик «Северный путь» (https://vk.com/wall344108931_5152) (апрель 2024 года) (Муниципальный уровень).

    Помимо муниципального уровня, учащиеся успешно участвуют и в республиканских конкурсах и фестивалях:

    • Победа в республиканском конкурсе Эжвинского центра коми культуры проекта «Коми Морт» (команда из 8 человек) https://vk.com/wall-179861290_2704;
    • Победа в республиканском конкурсе «Северная краса» (https://vk.com/wall-179861290_2659);
    • Победа в республиканском конкурсе «Марафон Севера» от Движения Первых (https://vk.com/wall-179861290_7624);
    • Победа в республиканском конкурсе «Читающая мама — читающий папа — читающая республика» в номинации «Читает мама на коми языке» (1 семья) (https://vk.com/wall-120261126_2597);
    • 2 место в республиканском конкурсе чтецов «Чужан кывлӧн гор» (1 призёр и 2 участника) (Приложение);
    • 3 место в республиканском конкурсе чтецов на коми языке произведений Г.А. Юшкова (https://vk.com/wall-179861290_4046);
    • Участие в республиканском дистанционном интеллектуальном конкурсе «Коми му кузя ме муна» (команда из 12 человек) (https://vk.com/wall-179861290_1578);
    • Участие в республиканском конкурсе комиксов «Легенды финно-угров» в рамках межрегионального проекта «Гордость народа — родной язык» (3 участника) (https://vk.com/wall-179861290_2518);
    • Участие в республиканском конкурсе-фестивале коми сказок и песен «Сьылам-мойдам комиӧн» (9 участников) (https://vk.com/wall-179861290_8447);
    • Участие в региональном этапе Всероссийского конкурса на лучшее сочинение на русском языке и лучшее описание русской культуры на родном языке» (1 участник) (https://vk.com/wall-179861290_6623).

    Участие в федеральных конкурсах:

    • 2 место в общероссийском конкурсе «Сердце семьи — душа народа» от фонда поддержки родных языков «Язык предков» (https://vk.com/wall-120261126_2588);
    • Победа в международном конкурсе-фестивале «Отражение» со стихотворением «Авъя лэбач - коми кыв» (Приложение).

    Учащиеся школы ежегодно принимают участие в муниципальных научно-практических конференциях по этнокультурной направленности:

    • «Коми земля вторым мне домом стала» https://disk.yandex.ru/d/xfQxZ156ddoa-A ;
    • Топонимы – свидетели времен минувших: топонимика деревни Новикбож (Приложение) ;
    • Исследовательская работа «История моих предков в истории моей Родины» (Приложение);
    • Исследовательская работа «28-ая стрелковая Невельская дивизия. Герой моей семьи». (Приложение);
    • Проект «Коми выпечка» (Приложение);
    • Проект «Единицы измерения времени. Коми промысловый календарь» (Приложение).

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике