В общеобразовательном учреждении систематически обеспечивается повышение кадрового потенциала учителей коми языка, воспитателей, педагогов образовательной организации, обучающих детей коми языку. Развивается мотивация участников образовательных отношений к изучению родных языков через поддержку конкурсного движения, развитие творческого потенциала детей и педагогов, материальное стимулирование педагогов, приобщение родителей обучающихся к участию в мероприятиях этнокультурной составляющей. Учителя коми языка и педагоги школы принимают активное участие во всевозможных федеральных, межрегиональных, республиканских, муниципальных конкурсах, семинарах, конференциях и форумах. Приведём примеры самых значительных за последние годы.
- В рамках программы «Мой родной язык», Международного десятилетия языков коренных народов, 100-летия со дня образования Коми-Пермяцкого округа Пермского края и Года коми-пермяцкого языка в Пермском крае межрегиональная научно-практическая конференция «Языковая политика в Пермском крае: поддержка и развитие языкового многообразия». В ходе конференции обсудили следующие вопросы:
- о перспективных направлениях и достижениях в области образования, языкового планирования и мобилизации языкового потенциала;
- об опыте поддержания и сохранения языков народов России;
- о путях решения проблем в языковой сфере,
- об использовании передовых языковых компьютерных технологий.
(22.04.2025г.) (Межрегиональный уровень)
Приложение: Программа конференции
-
В рамках сотрудничества с факультетом гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» г. Москва педагоги школы приняли участие в проведении исследовательской экспедиции «Этноязыковой ландшафт российского Севера: экспедиция в Республику Коми» (19.02-28.02.2024г.) (https://vk.com/wall-179861290_7963) (Федеральный уровень) Приложение: Благодарственное письмо;
-
В рамках всероссийской научно-практической конференции «Инновационные процессы развития образования: опыт и перспективы» доклад директора «Опыт реализации образовательных проектов этнокультурной направленности в современном образовании» на базе Института педагогики и психологииСыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина (26-27.11.2024г.) (https://vk.com/wall-179861290_8865) (Республиканский уровень) Приложение: Сертификат участника , презентация , программа конференции;
-
В рамках республиканского форума, посвящённого празднованию Дня сельской школы доклад директора «Развитие сельской школы посредством социального проектирования. Этнокультурная составляющая» (28-29.08.2024г.) (https://vk.com/wall-179861290_8769) (Республиканский уровень) Приложение: сертификат участника, презентация;
-
В рамках регионального форума сельской молодёжи «ЁРТ» (28-30.11.2024 г.) (https://vk.com/wall-179861290_9273) (Республиканский уровень) Приложение: сертификат участника;
-
В рамках совещания руководителей общеобразовательных учреждений Сыктывдинского района доклад директора «Развитие сельской школы посредством социального проектирования, в том числе краеведческой и этнокультурной направленности» (18.09.2024г.) (https://vk.com/wall-179861290_9251, https://vk.com/uousinsk?w=wall-52065920_20209) (Межмуниципальный уровень);
-
В рамках регионального форума сельской молодёжи «ЁРТ» (24-26.11.2023 г.) (https://vk.com/wall-179861290_7339) (Республиканский уровень) Приложение: сертификат участника;
-
В рамках ежегодной конференции коми народа и программы перспективы развития сельских населённых пунктов МО «Усинск» Республики Коми:
- участие директора, учителя коми языка в качестве делегата на конференции с докладом «Коми мультстудия как эффективный инструмент этнографического воспитания детей, реализация проекта и его итоги» (2023 год) (https://vk.com/wall-179861290_6728) Приложение: Презентация;
- участие директора в качестве делегата на конференции с докладом «Участие в федеральном проекте «Чистая Арктика». Взгляд волонтёра изнутри» (2024 год) (https://vk.com/wall344108931_5963) (Муниципальный уровень) Приложение: презентация, программа конференции;
-
В рамках муниципального семинара учителей коми языка и литературы выступление учителя коми языка с докладом «Межпредметные связи на уроках коми языка. Взаимосвязанное формирование метаязыковых умений у детей-билингвов на основе изучения родного коми, русского и иностранного языков» (07.12.2023 год) (https://vk.com/wall-179861290_7414) (Муниципальный уровень) Приложение: презентация;
-
В рамках муниципального объединения руководителей музеев образовательных организаций в феврале 2025 года учитель коми языка, руководитель музея, на заседании выступил с докладом «Патриотическое воспитание в школе на основе краеведения» (https://vk.com/wall-179861290_9801);
-
В рамках муниципального семинара «Непрерывность и преемственность различных уровней этнокультурного образования» выступление заместителя директора с докладом «Воспитание патриотов через приобщение детей к культурным ценностям коми народа» (04.03.2023 год) (https://vk.com/wall-179861290_5853, https://vk.com/wall-179861290_5852) (Муниципальный уровень);
-
В рамках Школы социального проектирования, организованного Управлением образования администрации муниципального округа «Усинск» Республики Коми, директор выступил в качестве эксперта курса «Социальное проектирование: теоретические аспекты и тонкости» (2022 год) https://vk.com/wall-179861290_4994 (Муниципальный уровень) Приложение: благодарность;
-
В рамках муниципального семинара учителей коми языка и литературы выступление педагога с докладом «Активизация интереса к изучению коми языка посредством игры с использованием цифровых технологий» (2023 год).
Обобщение педагогического опыта в форме публикации
Публикации авторских материалов направлены на развитие творческой деятельности и роста профессионального мастерства педагога, развитие и поддержку новых технологий в организации образовательного процесса, обмен инновационным педагогическим опытом. Учителем коми языка ведётся свой персональный сайт https://nsportal.ru/palekhova-lyudmila-sergeevna , в котором в разделе «Мои публикации»: «Региональный компонент» публикуются методические разработки, презентации к урокам и внеурочным мероприятиям, а также публикации творческих работ учащихся под руководством наставника. Например, такие публикации, как «Активизация интереса к изучению родного языка посредством игры c использованием цифровых технологий», «Межпредметные связи на уроках коми языка. Взаимосвязанное формирование метаязыковых умений у детей-билингвов на основе изучения родного коми, русского и иностранного языков», «Олимпиадные задания по коми языку для 1-4 классов», «Опыт реализации образовательных проектов этнокультурной направленности в современном образовании», «Тесты по краеведению для 2-4 классов начальных школ Республики Коми», «Урок коми языка в соответствии с ФГОС НОО», «28 Невельская дивизия, история одной судьбы» и другие.
Своевременное повышение квалификации
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» называет ряд приоритетных направлений, одним из которых является совершенствование учительского корпуса. Новая школа требует сегодня нового учителя. Современному педагогу необходимо постоянно повышать уровень своих профессиональных компетентностей: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной, правовой. В требованиях к условиям реализации основной образовательной программы определены требования к кадровому обеспечению: «Кадры должны иметь профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способны к инновационной профессиональной деятельности, обладать необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию в течение всей жизни».
Все педагоги, работающие с детьми, постоянно занимаются последипломным образованием посредством самообразования, обучения на курсах повышения квалификации, вебинарах, участия в конкурсах профессионального мастерства. Обучение помогает ориентироваться в современных образовательных системах и программах, освоить новые педагогические технологии, необходимые для работы в современных условиях. Все полученные знания и умения стараются использовать в работе.
Учитель коми языка имеет высшее образование, квалификация «Учитель начальных классов по специальности «Педагогика и методика начального обучения» с дополнительной специальностью «Психология».
Учителем коми языка пройдены следующие курсы повышения квалификации:
- повышение квалификации по программе «Государственная политика и методические аспекты в области преподавания родных языков»(2021 год, в объеме 72 часов);
-повышение квалификации по программе «Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС»(2021 год, в объеме 144 часов);
- повышение квалификации по программе«Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС»(2021 год в объеме 72 часов);
-повышение квалификации по программе «Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя»(2022 год, в объеме 36 часов);
-повышение квалификации по программе «Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в деятельности образовательной организации»(2022 год, в объеме 36 часов);
-повышение квалификации по программе «Совершенствование предметных и методических компетенций учителей иностранных языков» (2022 год, в объеме 18 часов);
- повышение квалификации по программе«Руководитель Школы Минпросвещения России» (13.03.2023-29.04.2023 в объёме 36 часов);
- повышение квалификации по программе «Введение обновлённых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: управленческий аспект» (24.04.2023-30.11.2023в объёме 36 часов);
- повышение квалификации по программе «Школа Минпросвещения России: новые возможности для повышения качества образования» (2023 год в объёме 48 часов);
- повышение квалификации по программе «Взаимодействие с компонентами цифровой образовательной среды на платформе ФГИС «Моя школа» (2023 год в объёме 36 часов) и другие. Приложение: копии удостоверений курсов повышения квалификации.
Также учителем коми языка были пройдены курсы «Основы анимационной деятельности с детьми» (2022 год в объёме 24 часа) для реализации проекта «Коми мультстудия», направленного на развитие интереса учащихся к коми народным сказкам и коми языку посредством организации мультипликационной студии по мотивам коми сказок, мультфильмов с элементами традиций коми народа, этнокультуры. Приложение: сертификат.
В 2019 году в рамках межрегионального проекта «Гордость народа – родной язык!» на базе Дома дружбы народов г. Сыктывкар учитель коми языка прошёл сессию «Этнопроектирование» (https://vk.com/wall-120261126_592, https://vk.com/wall-120261126_588). В 2021 году учитель коми языка прошёл курсы повышения квалификации по курсу «Социальное проектирование». Общеобразовательное учреждение активно внедряет проектирование в своей деятельности, в том числе по этнокультурной направленности: в 2021, 2022 годах МБОУ «НШДС» д. Новикбожстановилась победителем Конкурса социальных и культурных проектов ПАО «Лукойл» в Республике Коми и Ненецком автономном округе, в результате чего в Школе-саду были реализованы этнокультурные проекты «Коми мультстудия», «Уголок, что сердцу мил». В 2022 году реализовали выигранный в рамках программы грант - проект «Школьная летопись», в 2023 году – проект «Литературный сквер», посвящённый коми поэтам и писателям д. Новикбож, а также основоположникам коми языка и литературы. В 2025 году подготовлен грант-проект «Коми АРТ», благодаря которому будет создана среда, способствующая популяризации народного искусства и сохранения культурных традиций, этнокультурного многообразия, культурной самобытности коми народа, традиций и истории родной республики, людей родного края. А также в процессе создания проект в рамках «Народного бюджета» - «Живая история», который будет способствовать сохранению исторической памяти о подвигах оленно-транспортных батальонов.
Общественное признание деятельности педагогов, работающих по этнокультурному направлению
- Учитель коми языка как член Усинского представительства МОД «Коми войтыр» награждена благодарственным письмом администрации муниципального объединения городского округа «Усинск» Республики Коми за добросовестный труд и за активное участие в работе общественного движения, за развитие коми языка (https://vk.com/wall-120261126_136) (Муниципальный уровень) Приложение: благодарственное письмо;
- Диплом победителя республиканской интерактивной краеведческой игры-путешествия «Литературные прогулки по Республике Коми». Приложение: диплом;
- Дипломом I степени Всероссийского конкурса «Педагогическое мастерство» с педагогическим проектом «Коми мультстудия» (https://vk.com/wall-208446456_45) (Федеральный уровень); Приложение: диплом;
- Учитывая положительный опыт в реализации проектов, учитель коми языка выступил в качестве эксперта курса «Социальное проектирование: теоретические аспекты и тонкости» в рамках Школы социального проектирования, организованного Управлением образования администрации муниципального округа «Усинск» Республики Коми (2022 год) (https://vk.com/wall-179861290_4994) (Муниципальный уровень) Приложение: благодарность;
- 3 место в республиканском конкурсе творческих работ этнокультурного образования в номинации «Лучший проект по музейной педагогике: организация музейной выставки «Из истории становления государственности Республики Коми» (https://vk.com/wall-179861290_3494);
- Учитель коми языка как член Усинского представительства МОД «Коми войтыр» награждена благодарственным письмом Министерства национальной политики Республики Коми за вклад в сохранение, развитие и популяризацию коми языка и культуры, активное участие в деятельности межрегионального общественного движения коми народа «Коми войтыр» (2024 год) (https://vk.com/wall344108931_5437 ) (Республиканский уровень).