МБОУ "НШДС" д. Новикбож
д. Новикбож
  • Создание активной языковой среды родного (коми) языка

    Одна из самых значимых проблем нашего общества - проблема сохранения национальных культур и родных языков. Сегодня особенно необходимо уважительное и бережное отношение к объектам национальной культуры и к духовности, которая лежит в основе любого этноса и проявляется через родной язык.

    В решении данной проблемы на первой ступени развития родного языкового наследия играет дошкольное образование, которое имеет для этого большие возможности. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для начала изучения языка. Работу над развитием и сохранением родного языка после дошкольного образовательного учреждения продолжает учитель начальных классов. Сохранив преемственность между детским садом и школой, мы стараемся сохранить и сделать все, чтобы родной язык для учащихся стал языком общения.

    В МБОУ «Начальная школа – детский сад» д. Новикбож в целях создания активной языковой среды, активизации видов речевой деятельности применяются следующие методы и приёмы работы, на которых остановимся подробнее:

    • Естественное общение на коми языке, (когда это возможно), это удобная для восприятия речь взрослого, адресованная ребенку. Для достижения результата важно, чтобы дети ежедневно слышали коми речь в образовательном учреждении: и в детском саду, и в школе. Слышали и видели, как педагоги и работники общаются между собой на родном языке. Понимали, что мы любим и уважаем свой язык. Нужно стремиться заинтересовать детей, стараться вызвать любопытство, чтобы у детей возникла потребность в общении на коми языке;
    • Использование коми языка в разных видах деятельности. В этом нам главными помощниками выступают родители, а также старшее поколение. Только через совместную деятельность и сотрудничество можно добиться хороших результатов (Приложение);
    • Использование фольклорных и литературных произведений как в урочной, так и во внеурочной деятельности: активное сетевое взаимодействие с учреждениями библиотечной системы, краеведческими музеями, центрами дополнительного образования, учреждениями культуры (https://vk.com/wall-179861290_9031, https://vk.com/wall-179861290_8485, https://vk.com/wall-179861290_8165, https://vk.com/wall-120261126_2042, https://vk.com/wall-179861290_7895);
    • Разыгрывание диалогов в различных ситуациях, языковые игры: Так учащиеся записывают видеоролики проекта «Сёрни-басни» (https://vk.com/wall-179861290_7084, https://vk.com/wall-179861290_7086), участвуют в интеллектуальных коми играх и настольных играх, способствующих развитию коми лексики (https://vk.com/wall-179861290_10287, https://vk.com/wall-179861290_10286, https://vk.com/wall-179861290_8419;
    • Заучивание наизусть текстов из фольклора и детской литературы, участие в конкурсах чтецов на родном языке, участие в акциях читательского мастерства, театрализация (https://vk.com/wall-179861290_351, https://vk.com/wall-179861290_2457, https://vk.com/wall-179861290_2489, , https://vk.com/wall-120261126_2214, https://vk.com/wall-179861290_6148, Диплом);
    • инсценировка сказок, разучивание песен, изобразительная наглядность, компьютерная техника, робототехника, коми комиксы (https://vk.com/wall-179861290_7592, https://vk.com/wall-120261126_2606, https://vk.com/wall-120261126_1257);
    • проведение экскурсий (как по родному краю, так и выезд в города Республики Коми (Усинск, Сыктывкар), целевые прогулки, беседы, подвижные коми игры;
    • Обязательное использование наглядностей (плакатов, опор, стендов) для создания зрительных образов.

    Содержание образования на уровне начального общего образования обеспечено учебниками по коми языку как родному в полном объёме, имеется богатый ассортимент художественной литературы на коми языке. Имеется школьная библиотека (https://vk.com/wall-215753626_2850). Библиотека всегда активна. Проводятся встречи с интересными людьми, мероприятия, посвящённые писателям и поэтам Республики Коми, книжные выставки, обзоры вновь поступивших книг, встречи с сельским библиотекарем, подвижные игры с интеллектуальной составляющей, спортивно-интеллектуальные состязания, Библионочь,  выставки рисунков, викторины, квесты, мастер-классы, конкурсы стихов, «живое чтение», книгодарение и книгообмен.

    Наша цель – организация обслуживания наших маленьких пользователей в интересной форме, обеспечение их свободного и безопасного доступа к информации, знаниям, культурным ценностям коми народа.

    С целью мотивации уроки коми языка проводятся с применением технологии деятельностного метода, применяются игровые технологии (Приложение), проектная деятельность, технология поиска информации и другие (https://disk.yandex.ru/d/0vfuvwMlL0_hrQ). Применение современных технологий  на уроках коми языка даёт положительные результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном -  овладение речевыми навыками в процессе естественной  ситуации.

    Общеобразовательное учреждение много сил уделяет созданию этноориентированного пространства как в самом учреждении, так и на территории Школы-сада (https://disk.yandex.ru/d/b7VNvUzHQ9QC0A). Коми языковое пространство школы: вывески названий стендов и стеклянных витрин в библиотеке (https://vk.com/wall-215753626_284), в краеведческом музее, который носит коми название – цитату из стихотворения коми поэта Серафима Попова «Быдӧн радейтӧ зэв ёна ассьыс чужан му» (https://vk.com/wall-120261126_2622); постоянная выставка в фойе школы «Некор оз вунны велӧдчан вояс» (https://vk.com/wall-120261126_2624), организация мини-музеев в учебных кабинетах (https://vk.com/wall-120261126_2629), использование плакатов, стендов, опорных таблиц на коми языке, создание этноориентированного пространства учреждения (https://vk.com/wall-120261126_2630), вся территория оформлена в коми стиле: у ворот встречаем гостей словами «Видза корам!»  - Орнаментом «Символом солнца» приглашаем гостей, национальный орнамент коми народа прослеживается и на клумбах (Сюр сер, шондi, кӧр), коми роспись и орнамент на многих элементах малых форм территории школы-сада. Расположены песочница в виде чума и рядом функциональная ель (коз) ручной работы для лопаток и формочек для игры с песком. На чуме коми национальный орнамент и символы. Внутри чума располагаются творческие детские работы в рамках проекта «С любовью к родному краю». На веранде располагается проект «Птичья азбука» – «Лэбачьяслӧн анбур». Декоративные фигуры и композиции ручной работы, которые знакомят детей с бытом коми народа.  Проект «Деревенский дворик» - «Сиктса йӧр». (Керка, ошмос, градвывпуктас, вов телегаа). Животные ручной работы, деревья и кустарники на всей территории Школы-сада имеют  именные таблички, на которых представлены названия на русском и коми языке. Это позволяет вести с детьми занятия по краеведению, уроки по родному коми языку, а также носят ознакомительный характер для всех гостей общеобразовательного учреждения (Приложение).

    Наше общеобразовательное учреждение является благодатной средой в формировании языковой преемственности между детским садом и школой. Сохранение и развитие коми традиционной культуры, обеспечение преемственности в передаче этнокультурных ценностей является сегодня приоритетным направлением государственной политики в Республике Коми. В рамках интеграции процессов воспитания и развития, где этнокультурная составляющая представлена в процессе социализации ребенка через приобщение его к национальной принадлежности, формирование толерантности, формирование потребности к изучению традиций и обычаев своего народа. В группах детского сада ведутся занятия и иные формы педагогической деятельности с детьми по приобщению детей к этнокультурным традициям, обучение детей коми языку, что позволяет выстроить эффективную систему обучения детей родному языку уже на уровне начального общего образования (https://vk.com/wall-179861290_8826, https://vk.com/wall-179861290_8612, https://vk.com/wall-179861290_4675), участие воспитанников детского сада в республиканском проекте «Дзолюк-малышок» (https://vk.com/wall-69286686_3734), поздравления и видео открытки на коми языке (https://vk.com/wall-179861290_10305) и другие.

    Главной целью организации внеклассной работы по коми языку в школе является привитие учащимся интереса и любви родному языку, к традициям коми народа, природе своего края, развитие патриотических чувств, творческих способностей  учащихся.

    Приложение: презентация «Создание активной языковой среды родного (коми) языка».

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике