Российская школа в современных социокультурных условиях должна быть направлена на умственное воспитание, приоритет духовных ценностей, должна опираться на национальные идеалы, культуру. Не растратить, сохранить свое «я», интеллектуальное, этнокультурное, духовное, – главнейшая задача отечественного образования. Поэтому столь важно выстроить систему приобщения детей к культурному наследию коми народа на уроках и во внеурочной деятельности.
Ведущее место в деле сохранения, развития национального языка и культуры коми народа отводится системе образования и воспитания. Она призвана стать гарантом сохранения культурного многообразия полиэтничной страны. При этом первостепенное значение имеет роль языка как одного из важнейших форм бытия, сохранения, развития и передачи от поколения к поколению духовных, интеллектуальных и этнических ценностей, морально-эстетических норм, культурных и бытовых традиций.
Язык каждого народа – залог его жизни. Исчезнет язык – исчезнет народ. История знает немало таких примеров. Язык любого народа – достояние общечеловеческой культуры. Отношение к нему должно формироваться по принципу – беречь, сохранять, развивать.
Родной язык играет огромную роль в нравственном воспитании ребенка, в становлении его как человека с самобытным национальным характером. Обучение родному языку также оказывает большое влияние на общее развитие личности, поскольку одновременно с процессом овладения родным языком, усвоения форм родной речи развивается и мышление человека.
В условиях МБОУ «НШДС» д. Новикбож этнокультурное образование осуществляется в определённой системе, выстроенной годами. Эта работа реализуется через следующие технологии: проектная деятельность, информационно-коммуникативная, обучение в сотрудничестве. Занятия предполагаются как теоретические (заучивание лексических единиц в игровой форме), так и практические (постановка минисценок, проведение праздничных мероприятий с приглашением родителей). Предусмотрена систематическая работа с интерактивными шаблонами. Очень важным моментом в реализации программы является активное привлечение родителей к совместному изучению коми языка.
Главная задача учителя коми языка не в том, чтобы дети как можно раньше и больше говорили на коми языке, а в том, чтобы они хотели это делать. Ещё К.Д. Ушинский говорил: «Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниям. Приохотить ребёнка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить». Наша задача добиться положительной мотивации при изучении коми языка через развитие (привитие) интереса к нему. Не принуждать к учению, а пробуждать интерес и тягу к постоянному получению знаний. Мотивация будет иметь смысл только тогда, когда дети будут стремиться на урок или внеурочное занятие, где им хорошо и интересно.
Для повышения действенности урока коми языка в современных условиях имеется много возможностей. Особенности младшего школьного возраста оказывают благоприятное воздействие на успешное овладение детьми иноязычной речью. Детей отличают более гибкое и быстрое запоминание языкового материала, отсутствие языкового барьера в общении на иноязычном языке. Но в то же время у младших школьников недостаточно развиты произвольное внимание, ассоциативная память, логическое мышление, что оказывает тормозящее воздействие на обучение. Данный возрастной недостаток можно компенсировать за счёт использования различных форм работ: иллюстративно-изобразительной наглядности, музыки, ритмических приемов, движения, рисования и т.д. Одной из чаще всего используемых нами форм работы является игровая деятельность, которая выступает как механизм преемственности. Обучение коми через ворота детской игры.
Уже с первых уроков коми языка учащиеся встречаются с героями коми мифологии, которые помогают нам «перенестись» в условное игровое пространство, со свойственной воображаемой ситуацией («как будто»). Вместе с этими героями дети отправляются в путешествие, например, «в прошлое Коми края»: когда зародилась жизнь на Коми земле, кто эти люди, которые поселились на этих землях, почему они носят название «коми». В игровой форме, знакомясь с интересными фактами, с помощью подсказок из коми лукошка (куд), видеороликов, мы раскрываем секреты коми языка и коми народа. Дети участвуют в роли археологов, и картографов, и журналистов, и исследователей... И так с новыми полученными знаниями и интересными фактами ребята ждут с нетерпением следующего урока или внеурочного занятия, чтобы раскрыть следующие секреты. На последующих занятиях и уроках коми персонажи отправляются с детьми в путешествие «В мир языков» и помогают раскрыть тайны коми языка: знакомят с первым коми алфавитом «анбуром», созданным Стефаном Пермским и с современным коми алфавитом, изучают «Древо языков» и учатся создавать своё древо, знакомятся с коми пасами. Вместе с родителями совершают путешествие в страну «Устное творчество коми народа». На такого рода уроки зачастую в роли помощников-экспертов приглашаются родители учащихся, а также их бабушки и дедушки, как истинные ценители и хранители народной мудрости (https://vk.com/wall-179861290_5105).
Использование на уроках и внеурочных занятиях коми персонажей помогает активизировать детей, вызвать их интерес, желание заниматься, с нетерпением ждать следующей встречи (https://vk.com/wall-179861290_3632).
На уроках зачастую используются игровые приёмы и методы работы с детьми. Используются познавательно-развивающие семейные игры для детей и взрослых по мотивам коми символики (https://vk.com/wall-179861290_10287). «Миян квиз» - коми интеллектуальные игры для детей (https://vk.com/wall-179861290_10286). Командная игра «ӧтув» («Вместе») (https://vk.com/wall-179861290_8419, https://vk.com/wall-179861290_8386). Игра в «шифровальщиков», весёлые состязания «Коми ныв-зонъяс» (https://vk.com/wall-179861290_8386). Такие игры расширяют знания детей о традициях родного края, о людях, прославивших Коми землю, о мифологии и сказаниях, о государственной символике и о родном языке.
Также знания о традициях и быте коми народа подкрепляются на практических и игровых занятиях, таких как «Коми народные подвижные игры», на которых помимо игр, основанных на быте народа, дети повторяют коми считалки, коми прибаутки и песенки (https://vk.com/wall-179861290_10256, https://vk.com/wall-179861290_9256).
Уроки коми языка проходят не только в классном помещении, но также для более яркого эффекта проводятся в рамках сетевого взаимодействия в учреждениях культуры деревни Новикбож и г. Усинска: это Дом Культуры, сельская библиотека, краеведческие музеи «Акань», «Северный путь», Центральная библиотека имени Николая Попова г. Усинска и другие. Перечислим некоторые из них: урок коми фольклора в библиотеке и настольные игры «Дзоридзав луд» и «Коми домино» (https://vk.com/wall-179861290_9031), литературные встречи на базе Центральной библиотеки имени Николая Попова г. Усинска (https://vk.com/wall-179861290_8485); краеведческие встречи на базе «Центральной Детской библиотеки Нового поколения г. Усинска: экскурсия в мини-музей «Кадкостса олӧм» и литературные беседы о коми сказках (https://vk.com/wall-179861290_8165); занятия на базе Дома Культуры д. Новикбож с использованием элементов коми культуры и традиций: мастер-классы (https://vk.com/wall-120261126_2580), коми игры, онлайн-игры, викторины (https://vk.com/wall-120261126_2042, https://vk.com/wall-179861290_7895), видеопроект «Сказки Народов Республики Коми» (https://vk.com/wall-179861290_7141). День памяти оленно-транспортных батальонов д. Новикбож (https://vk.com/wall-120261126_2234) и другие.
Итак, овладение языком осуществляется, прежде всего, на уроке. Современный урок коми языка - это сложное образование. Урок коми языка требует особенно тщательной подготовки. Подготовка и проведение его требуют от учителя большой затраты творческих сил. В сравнении с другими предметами, нет должным образом методических разработок по всем годам обучения. Каждый урок разрабатывается самим учителем с учётом требований стандартов нового поколения. Возможности учитывать уровни языковой подготовки учащихся являются основой для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика.
Вместе с учащимися ведётся на коми языке рубрика «Сёрни-басни» - развивающий и познавательный блог, где дети в доступной форме объясняют правила из разделов изучения родного языка (https://vk.com/wall-179861290_7084, https://vk.com/wall-179861290_7086).
Большую помощь в изучении коми языка даёт ведение словаря. Для учащихся каждый урок даём по небольшой порции новых слов на заучивание. Словарь разрабатываем «тематический», что помогает быстро найти слова по теме. По каждой теме даём интересные задания-раскраски, задания на выбор, творческие упражнения. Есть и предложения-клише, что тоже способствует к более лёгкому изучению тем. Но для более лёгкого изучения грамматики коми языка разрабатываем «блокноты-шпаргалки». Шпаргалка – это всегда хороший помощник для грамотного составления слов, предложений, текстов. Каждое правило на отдельной странице с рисунком по смыслу. Детям всегда приятно заглядывать в него и находить нужную информацию. И словарь, и блокнот правил облегчают выполнение домашнего задания.
«Прибавку» к практическому овладению коми языком непременно можно получить на дополнительных внеурочных занятиях. Она может выразиться в лучшем понимании речи на слух за счет усвоения новых слов, новых клише; в приобретении знаний о коми языке в области литературы, музыки, окружающего мира. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Так, традиционно в школе проводятся коми посиделки - Рыт пукалӧм» (музыкально-литературные, краеведческие вечера) для учащихся и их родителей с приглашением бабушек и дедушек, носителей родного языка, а также местного коми ансамбля «Шондiбан», краеведов д. Новикбож, с. Усть-Уса и г. Усинска, руководителя и представителей Усинского представительства МОД «Коми войтыр» (https://vk.com/wall-179861290_8386; https://vk.com/wall-179861290_6320; https://vk.com/wall-179861290_5105, https://vk.com/wall-179861290_4931, https://vk.com/wall-179861290_4295, https://vk.com/wall-179861290_4929; https://vk.com/wall-179861290_3324).
Высокоэффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются занятия по созданию авторских детских мультипликационных проектов. Данная работа вовлекает учащихся в предполагаемые обстоятельства, усиливает личную сопричастность каждого ученика к происходящему в проекте, создаёт общий побудительный фон к деятельности. Очень важно, что учащиеся чувствуют интерес к творческой работе, ощущают значимость результатов своей работы и собственную успешность, так как мультфильм – это готовый продукт. В школе ведётся творческий кружок «Коми мультстудия», на котором дети монтируют и придумывают свои мультипликационные истории по мотивам коми сказок и преданий (https://vk.com/wall-208446456_106, https://vk.com/wall-208446456_92), видеоролики про красоту родной природы (https://vk.com/wall-208446456_110). Функционирует группа ВКонтакте «Коми мультстудия» (https://vk.com/club208446456).
В последнее время одним из эффективных направлений является робототехника. Это эффективный инструмент для воспитания конкурентоспособного и успешного в построении своего будущего человека. На данных занятиях дети овладевают основами робототехники и одновременно изучают коми язык. Занимаясь робототехникой, создают свои истории о коми крае, о традициях и обычаях народа. Это открывает перспективы в будущей карьере. Как ранняя профориентация, это повышает востребованность будущих молодых специалистов в сфере одного из самых быстро развивающихся направлений современной науки, техники и промышленного производства - робототехники. Дети могут овладевать основами робототехники и одновременно изучать коми край, родной язык и обычаи коми народа (https://vk.com/wall-120261126_1292, https://vk.com/wall-120261126_1325, https://vk.com/wall-179861290_2797, https://vk.com/wall-120261126_1704, https://vk.com/wall-179861290_4182, (https://vk.com/wall344108931_5152), (https://vk.com/wall-120261126_2503).
Школьный краеведческий музей – центр воспитательной работы, эффективная форма организации и подачи краеведческого учебного материала, база углубленного изучения истории, жизни школы, деревни, массового вовлечения учащихся в краеведческую и поисковую деятельность. В школе функционирует краеведческий музей, эпиграфом которого являются строки стихов коми поэта Серафима Попова «Быдӧн радейтӧ зэв ёна ассьыс чужан му» (https://vk.com/wall-120261126_2173, https://vk.com/wall-120261126_2172). Работа с детьми и организация экспозиций «Коми керка», «Акань» (https://vk.com/wall-179861290_9459), организация экскурсий и мастер-классов (https://vk.com/wall-179861290_7963), организация мини-музея «Коми национальные музыкальные инструменты» (https://vk.com/wall-179861290_2585, https://vk.com/wall-120261126_2614).
На базе общеобразовательного учреждения функционирует театральная студия «Мандаринки», которая ставит постановки не только на русском, но и на коми языке. Такие постановки имеют наибольший успех среди жителей родной деревни и всегда получают положительный отклик благодарных зрителей. Постановка новогодней сказки - пьесы «Выль вося мойд» коми писательницы Александры Мишариной (https://vk.com/wall-179861290_7592 ). Праздничное поздравление на коми языке (https://vk.com/wall-120261126_2606). Участники театральной студии декламируют стихи коми писателей, готовят сообщения к урокам родной литературы (https://vk.com/wall-179861290_2457, https://vk.com/wall-179861290_4041 , https://vk.com/wall-179861290_3981 , https://vk.com/wall-179861290_3979 ). Дети вместе со своими наставниками готовят поздравления к праздничным датам и важным событиям (https://vk.com/wall-179861290_10305).
Школьная библиотека используется для приобщения детей к языку и культуре народа коми с помощью различных мероприятий и ресурсов. Есть своя группа ВКонтакте, которая публикует деятельность работы библиотеки (https://vk.com/wall-215753626_270).
Некоторые примеры такой работы:
- Организация игротек. В школьной библиотеке представлены игры, связанные с изучением коми языка, фольклора и детской литературы. Познавательно-развивающие семейные игры для детей и взрослых по мотивам коми символики. Например, игра «Кӧминӧ» (на основе домино), коми пазлы «Собери Республику Коми», коми пасы, игра «Шонді кӧч» («Солнечный зайчик»), в рамках которой дети с помощью словарей ищут перевод названий животных на коми язык и другие. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения. В сочетании с другими методами и приёмами повышают эффективность преподавания, делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изученного материала, формируют навыки коллективной работы (https://vk.com/wall-215753626_281, https://vk.com/wall-179861290_10287).
- Оформление пространства. Они выполняют роль мини-музея «Коми анбуръяс да небӧгъяс» и имеют своё тематическое название «Лыддьысьӧй, челядь» (https://vk.com/wall-215753626_284). Рядом с мини-музеем располагаются книжные полки с художественной литературой, словарями и справочниками о Коми крае (https://vk.com/wall-215753626_283).
- Выставка - один из основных методов наглядной пропаганды литературы, предоставляющей читателям возможность получения дополнительных знаний, формирования и расширения интереса к представленной теме. Наша задача - сделать выставку яркой, интересной, нестандартной. Выставки должны не только привлекать внимание к представленным изданиям, но и активизировать познавательную деятельность читателей, вызывать всплеск эмоций и побуждать читателя взять книгу. Регулярная организация коми книжных выставок в нашей организации к юбилейным датам коми писателей и поэтов, а также в честь республиканских праздников и значимых дат и событий - неотъемлемая составляющая работы школьной библиотеки (https://vk.com/wall-215753626_282). Проведение занятий. Используются художественная литература, словари и справочники о Коми крае для проведения занятий по краеведению, коми языку и литературе (https://vk.com/wall-179861290_9031).
- Использование мультимедийных ресурсов. Проводятся мероприятия с просмотром видеороликов, мультфильмов, презентаций, прослушиванием аудиозаписей по теме «Жила – была Коми сказка».
Школьная библиотека выступает в роли «проводника» между национальной литературой и учащимися (https://vk.com/wall-179861290_9469).
Преимуществами МБОУ «НШДС» д. Новикбож являются комфортные условия, уютная и дружеская атмосфера и индивидуальный подход к каждому ребёнку. Дети начинают лучше учиться и быстрее развиваться. Дети всесторонне приобщаются к культурному наследию коми народа на уроках и во внеурочной деятельности.
Приложение: Презентация «Приобщение детей к культурному наследию коми на уроках и во внеурочной деятельности»