Организация внеурочной деятельности по этнокультурной направленности.
Современная школа существует в богатой культурной среде, которая в широком контексте может обеспечить каждому ребенку развитие, независимо от семейных традиций и происхождения. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, свою малую родину, свой народ, не может быть осуществлено без приобщения к духовным богатствам своего народа. Особенностью народной культуры является то, что в условиях постоянно меняющегося уклада общественной жизни она стабильна благодаря вековому отбору жемчужин народной мудрости. Поэтому этнокультура - это и источник обновления содержательной основы современного воспитания, и традиционное этническое средство формирования личности. Знание истоков народного творчества, его художественной природы и духовных ценностей становится неотъемлемой частью духовной культуры учащегося.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, разработанным с учетом этнокультурных потребностей народов Российской Федерации, идея сохранения и развития культуры нашей страны является приоритетной в современной школе.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «У каждого народа своя система воспитания. Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно так же нельзя воспитывать по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен питать свои силы». Как справедливо пишут Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина, «именно сейчас, в тяжелых экономических и социальных условиях, в период падения духовности и нравственных принципов, народная педагогика, традиционная культура воспитания и традиционная культура народов России должны стать для подрастающего поколения тем стержнем, который может спасти не только наших детей, но и будущее России от многих бед». Российская школа в современных социокультурных условиях должна быть направлена на умственное воспитание, приоритет духовных ценностей, должна опираться на национальные идеалы, культуру. Не растратить, сохранить свое «я», интеллектуальное, этнокультурное, духовное, – главнейшая задача отечественного образования. Поэтому столь важно выстроить систему приобщения детей к культурному наследию коми народа на уроках и во внеурочной деятельности.
В общеобразовательном учреждении проводятся такие кружки этнокультурной направленности, как «Край, в котором я живу», «Коми мультстудия», «Экологическое краеведение», элементы краеведения используются на кружках «Робототехника», «Подвижные игры». Расскажем подробнее об этой работе.
«Край, в котором я живу» - учебный курс для начальной школы, разработанный на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в Республике Коми. Цель курса - формирование опыта деятельности по получению новых знаний, их преобразованию и применению на основе освоения природно-культурного и культурно-исторического наследия Коми края (https://vk.com/wall-179861290_1937).
Кружок «Экологическое краеведение», цель которого - приобщение детей младшего школьного возраста к познанию истории, культуры, природы Коми края, через различные образовательные технологии. У детей формируется представление об историческом прошлом и настоящем деревни Новикбож, города Усинска, о личностях, оставивших заметный след в истории Коми края, о вкладе, который внесли жители в историко-культурное наследие региона; происходит осознание учащимися своей связи с окружающим их «малым» миром, сопричастности к делам и традициям земляков, формирование личностно-значимых ценностных ориентиров в контексте самореализации в условиях Коми края.
Высокоэффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются занятия по созданию авторских детских мультипликационных проектов. Данная работа вовлекает учащихся в предполагаемые обстоятельства, усиливает личную сопричастность каждого ученика к происходящему в проекте, создаёт общий побудительный фон к деятельности. Очень важно, что учащиеся чувствуют интерес к творческой работе, ощущают значимость результатов своей работы и собственную успешность, так как мультфильм – это готовый продукт. В 2021-2022 учебном году общеобразовательное учреждение стало победителем XVII Конкурса социальных и культурных проектов ПАО «Лукойл» с проектом «Коми мультстудия» в номинации «Инновации» (https://vk.com/wall-208446456_104, Учителем коми языка были пройдены курсы «Основы анимационной деятельности с детьми» (2022 год в объёме 24 часа) для реализации проекта «Коми мультстудия», направленного на развитие интереса учащихся к коми народным сказкам и коми языку посредством организации мультипликационной студии по мотивам коми сказок, мультфильмов с элементами традиций коми народа, этнокультуры. И с этого времени в школе ведётся творческий кружок «Коми мультстудия», на котором дети монтируют и придумывают свои мультипликационные истории по мотивам коми сказок и преданий (https://vk.com/wall-208446456_106, https://vk.com/wall-208446456_92), видеоролики про красоту родной природы (https://vk.com/wall-208446456_110). Функционирует группа ВКонтакте «Коми мультстудия» (https://vk.com/club208446456).
В последнее время одним из эффективных направлений является робототехника. Это эффективный инструмент для воспитания конкурентоспособного и успешного в построении своего будущего человека. На данных занятиях дети овладевают основами робототехники и одновременно изучают коми язык. Занимаясь робототехникой, создают свои истории о коми крае, о традициях и обычаях народа. Это открывает перспективы в будущей карьере. Как ранняя профориентация, это повышает востребованность будущих молодых специалистов в сфере одного из самых быстро развивающихся направлений современной науки, техники и промышленного производства - робототехники. Дети могут овладевать основами робототехники и одновременно изучать коми край, родной язык и обычаи коми народа.
Как итог продуктивной работы, имеем следующие результаты:
- Лауреаты выставки-конкурса экспозиций «Моя Республика Коми» муниципального открытого дистанционного фестиваля по робототехнике и конструированию, посвящённого 100-летию Республики Коми «Усинский РобоФест» (апрель 2021 года) (https://vk.com/wall-120261126_1292, https://vk.com/wall-120261126_1325, https://vk.com/wall-179861290_2797, https://disk.yandex.ru/i/RIp6TsZyvFVwFA) (Муниципальный уровень);
- 2 место в конкурсе муниципального открытого дистанционного фестиваля по робототехнике и конструированию «Усинский робофест», посвящённого 100-летию пионерского движения (апрель 2022 года) (https://vk.com/wall-120261126_1704, https://vk.com/wall-179861290_4182, https://disk.yandex.ru/d/l1kExX2xr_Kzyw) (Муниципальный уровень);
- Лауреаты выставки-конкурса экспозиций «Место силы – Усинск» муниципального открытого дистанционного фестиваля по робототехнике и конструированию - видеоролик «Северный путь» (https://vk.com/wall344108931_5152) (апрель 2024 года) (Муниципальный уровень);
- Легомультфильм об Оленной армии (апрель 2025 года) (https://vk.com/wall-120261126_2503) (Федеральный уровень).
На кружке «Коми подвижные игры» инструктор по физической культуре организует и проводит с детьми и населением д. Новикбож коми народные подвижные игры (https://vk.com/wall-120261126_2543), коми йöзкостса ворсӧмьяс (https://vk.com/wall-179861290_9256). Коми подвижные игры создают благоприятные условия для развёртывания активной двигательной деятельности. Кроме того они способствуют развитию различных качеств и приобщению к национальной культуре: через подвижные игры дети знакомятся с традициями народа коми, что формирует устойчивое отношение к культуре родного края и создаёт эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств.
Учащиеся школы являются членами добровольческого объединения «Юные патриоты», одним из направлений работы которого является Культурно-историческое направление, предполагающее:
- воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине, родному краю, её замечательным людям;
- вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;
- формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.
В содержание программы входят следующие мероприятия этнокультурной направленности: Акция «Ме – коми морт» («Я – коми человек»), квиз «Моя Финноугория», «Встречи с интересными людьми», проект «Гордость народа – родной язык», «День родных языков», проект «Коми керка» («Коми дом»), «Кадкостса йитӧд» («Связь времен») – классные встречи с краеведами г. Усинска и с. Усть-Уса, Международный день поэзии. Краеведение (Коми писатели и поэты родной деревни). Проект «Литературный сквер», посвящённый писателям д. Новикбож, литературные гостиные в Сквере. Командная игра «ӧтув» («Вместе»), посвященная Дню коми языка и письменности. Турнир эрудитов «Знатоки родного края». Квест «Я люблю свою Родину!» в рамках празднования Дня народного единства. Акция «Родные языки России». (Приложение – Программа).
По итогам 2024 года учащиеся объединения «Юные патриоты» награждены диплом «Лучшее добровольческое (волонтёрское) объединение на территории МО «Усинск» РК» (https://vk.com/wall-120261126_2398).
Ежегодно учащиеся 3-4 классов участвуют в муниципальном турнире эрудитов «Знатоки родного края», который проводится Управлением образования администрации муниципального округа «Усинск» Республики коми при поддержке Исполкома Усинского представительства МОД «Коми войтыр». Цель проведения турнира: содействие развитию интереса к истории, культуре, традициям коми народа, географии и природе Республики Коми и воспитание любви к родному краю.
Результативность участия в краеведческом конкурсе знатоков родного края муниципального уровня:
- Победители номинации «Задание от Усинского представительства МОД «Коми войтыр» (2024 год) (https://vk.com/wall-120261126_2318 );
- Победители турнира «Знатоки родного края», а также победители туров «Домашнее задание», «Интеллектуальный», «Творческий» (2022 год) (https://vk.com/wall-120261126_1701) Приложение: дипломы;
- Призёры турнира «Знатоки родного края» (3 место), победители тура «Домашнее задание» (2021 год) (https://vk.com/wall-179861290_2493);
- Призёры турнира «Знатоки родного края» (3 место) (2020 год) (https://vk.com/wall-179861290_355).
Помимо интеллектуальных конкурсов и фестивалей учащиеся участвуют в творческих конкурсах этнокультурной направленности. Наши излюбленные ежегодные конкурсы:
-
Муниципальный конкурс творческих работ «Войвыв мойд. Северная сказка»: 1 участник - 2 место (2019 год) (https://vk.com/wall-179861290_193) ; 4 участника - 1 и 2 место (2021 год) (https://vk.com/wall-179861290_3683); 6 участников (2023 год) (https://vk.com/wall-179861290_7550); 2 участника (2024 год) (https://vk.com/wall-179861290_9205);
-
Муниципальный конкурс чтецов произведений на коми языке: 3 место (2020 год) (https://vk.com/wall-179861290_351); 1 место (2021 год) (https://vk.com/wall-179861290_2457, https://vk.com/wall-179861290_2489, https://disk.yandex.ru/i/ubpVK8X7FVyeLQ); 2 участника (2023 год) (https://vk.com/wall-120261126_2214, https://vk.com/wall-179861290_6148); специальный приз от Усинского представительства МОД «Коми войтыр» (2025 год);
-
Призёры муниципального конкурса видеороликов «Короткий метр» в номинации «Мой Усинск» (2024 год) (https://vk.com/wall-179861290_8011);
-
2 место в муниципальной онлайн-викторине «Переведи слово», посвящённой Международному дню родного языка (2022 год) (https://vk.com/wall-179861290_3984);
-
Участие в муниципальном онлайн-фестивале детского народного творчества «Челядьлӧн шудлун».
Помимо муниципального уровня, учащиеся успешно участвуют и в республиканских конкурсах и фестивалях:
-
Победа в республиканском конкурсе Эжвинского центра коми культуры проекта «Коми Морт» (команда из 8 человек) https://vk.com/wall-179861290_2704 ;
-
Победа в республиканском конкурсе «Северная краса» (https://vk.com/wall-179861290_2659 );
-
Победа в республиканском конкурсе «Марафон Севера» от Движения Первых (https://vk.com/wall-179861290_7624);
-
Победа в республиканском конкурсе «Читающая мама — читающий папа — читающая республика» в номинации «Читает мама на коми языке» (1 семья) (https://vk.com/wall-120261126_2597);
-
2 место в республиканском конкурсе чтецов «Чужан кывлӧн гор» (1 призёр и 2 участника);.
-
3 место в республиканском конкурсе чтецов на коми языке произведений Г.А. Юшкова (https://vk.com/wall-179861290_4046);
-
Участие в республиканском дистанционном интеллектуальном конкурсе «Коми му кузя ме муна» (команда из 12 человек) (https://vk.com/wall-179861290_1578);
-
Участие в республиканском конкурсе комиксов «Легенды финно-угров» в рамках межрегионального проекта «Гордость народа — родной язык» (3 участника) (https://vk.com/wall-179861290_2518);
-
Участие в республиканском конкурсе-фестивале коми сказок и песен «Сьылам-мойдам комиӧн» (9 участников) (https://vk.com/wall-179861290_8447);
-
Участие в региональном этапе Всероссийского конкурса на лучшее сочинение на русском языке и лучшее описание русской культуры на родном языке» (1 участник) (https://vk.com/wall-179861290_6623).
Участие в федеральных конкурсах:
-
2 место в общероссийском конкурсе «Сердце семьи — душа народа» от фонда поддержки родных языков «Язык предков» (https://vk.com/wall-120261126_2588);
-
Победа в международном конкурсе-фестивале «Отражение» со стихотворением «Авъя лэбач - коми кыв».
Одна из излюбленных детьми форм работы — это экскурсии по этнокультурному развитию, которые проводятся в рамках мини-музея коми быта или в этнографических, краеведческих музеях и библиотеках. Не смотря на то, что общеобразовательная организация находится в сельской местности с маленькой численностью населения, деревня Новикбож имеет в своём окружении 3 краеведческих музея: музей коми куклы «Акань» (https://vk.com/wall-126444695_7197), историко-краеведческий музей «Северный путь», посвящённый подвигу оленно-транспортных батальонов (https://vk.com/wall-126444695_7876), школьный краеведческий музей «Быдӧн радейтӧ зэв ёна ассьыс чужан му». Темы экскурсий: «Устройство коми избы» (https://vk.com/wall-179861290_9459), «Старинная посуда и предметы обихода», «Знакомство с коми народным ремеслом: вышивка, шитьё», «Досуг в избе: посиделки, вечерки, календарные праздники», «Коми куклы», «Подвиг оленно-транспортных батальонов», «Коми быт», «Велӧдчӧй, челядь» (коми анбуръяс), «История Усинского района», «Неизвестное в известном: последние приобретения наследия Василия Игнатова» (https://vk.com/wall-179861290_6100), встречи с интересными людьми (https://vk.com/wall-179861290_8594), знакомство с профессией оленевода, посещение домашних музеев (https://vk.com/wall-179861290_4529), эко экскурсии (https://vk.com/wall-179861290_2449) и другие. Также педагоги организуют выездные экскурсии в г. Усинск для посещения тематических выставок и музеев: коми литературные встречи на базе Центральной библиотеки имени Николая Попова г. Усинска (https://vk.com/wall-179861290_8485); краеведческие встречи на базе «Центральной Детской библиотеки Нового поколения г. Усинска: экскурсия в мини-музей «Кадкостса олӧм» и литературные беседы о коми сказках (https://vk.com/wall-179861290_8165), посещение музейно-выставочного зала «Вӧртас» г. Усинска (https://vk.com/wall-179861290_6143), посещение Музея истории нефтегазовой промышленности Тимано-Печоры (https://vk.com/wall-179861290_5156). Также во время каникул педагоги совместно с родителями организуют выездные экскурсии в столицу Республики Коми, где посещают этнокультурные центры, музеи, выставочные залы, драматические постановки на коми языке. Так, в 2024 году учащиеся посетили Отдел природы национального музея Республики Коми, Дом-музей И.П. Морозова, интерактивный зал «Старая школа», экскурсия с историей приготовления хлеба от зерна до готовой выпечки в коми печи, Национальная детская библиотека Республики коми им. С.Я. Маршака, Свято-Стефановский кафедральный собор (https://vk.com/wall-179861290_9164). Цели таких экскурсий — знакомство детей с элементами коми культуры, развитие интереса к культуре коми народа через обычаи, обряды, праздники, воспитание свободной и творческой личности, которая осознаёт свои корни и национальные истоки.